Родителям

                

Памятка для родителей.

«Досочки Сегена. Что это такое и в чем их польза?»

Чтобы ребенок всесторонне развивался, заниматься с ним необходимо с самого раннего детства. Современным родителям повезло: в наше время существует множество методик и средств, способствующих полноценному развитию малыша. Сегодня мы поговорим о досочках Сегена. Несмотря на то, что пособие существует уже почти два века, оно по-прежнему пользуется популярностью и рекомендуется ведущими мировыми педагогами и врачами-педиатрами.

                 

Что представляют собой доски Сегена?

Досочки Сегена - одна из разновидностей развивающих игр. Представляют собой детский деревянный конструктор. Свое название игрушка получила в честь изобретателя Эдуарда Сегена - известного французского врача, основоположника современной олигофренопедагогики. Переехав в США, Сеген открыл собственную школу для детей с умственной отсталостью. В процессе многочисленных опытов, он доказал, что специальные упражнения и тренировки помогут детям, страдающим слабоумием, адаптироваться в обществе и освоить такие навыки, как чтение, письмо, счет и т.д. Методики Сегена применимы и к малышам, развивающимся в пределах нормы.

Доска Сегена представляет собой табличку, традиционно изготавливаемую из дерева. Однако, сегодня на полках игрушечных магазинов можно встретить и пластиковые аналоги. На поверхности таблички имеются выемки различной формы. К ним прилагаются фигурки, окрашенные в яркие цвета и повторяющие геометрическую форму выемок. Перед малышом ставится задача соотнести фигурки с выемками и правильно расположить их на доске. Таким образом, у ребенка развивается скорость логического мышления, он учится воспринимать цвета и формы.

           

Комплекты могут различаться по размерам, тематике фигурок (животные, геометрические фигуры, фрукты и овощи, растения, цветы, буквы и т.д.), сложности форм (некоторые выемки требуют размещения сразу нескольких фигурок).

        

Какую пользу малыш получает от игры с досками Сегена?

Маленький ребенок может длительное время перебирать фигурки, рассматривать и крутить в руках каждую из них. В процессе игры у малыша развиваются такие важные психологические процессы, как мышление, воображение, восприятие и память. Доски Сегена оказывают положительное влияние на развитие мелкой моторики, координации движений, позволяют сконцентрировать внимание, формируют усидчивость. Ребенок учится самостоятельно принимать решения, ориентироваться в нестандартной ситуации.

  

Как организовать занятия с малышом?

Играть с досками Сегена ребенок может прямо дома, под присмотром родителей. Начните занятия после достижения малышом одного года. Изначально выбирайте конструктор попроще, без ярких орнаментов. В первые занятия предлагайте не более двух рамок и фигурок. В следующий раз добавьте еще одну форму, но точно такого же цвета. С полутора лет допускается использование фигурок разнообразных форм и цветов.

Перед началом игры убедитесь, что ваш малыш пребывает в хорошем настроении. Если он капризничает, у него что-то болит, не настаивайте - так вы добьетесь лишь отрицательной реакции. Дождитесь, пока ребенок настроится на позитивный лад.

Достав конструктор из коробки, предоставьте малышу возможность внимательно его рассмотреть, пощупать фигурки, подержать их в руках, ознакомиться с цветами. И лишь после этого приступайте к игре. Разложите фигурки на кровати или столе, доску положите отдельно. Для первого раза вы можете сами продемонстрировать, какая из фигурок какой выемке соответствует. Затем разберите конструктов и дайте вашему малышу собрать его самостоятельно. Не торопите ребенка, не кричите на него, если что-то не получается. Предоставьте полную свободу действий - малыш должен самостоятельно разобраться с игрушкой. Взяв в руку фигурку, проговорите ее название (фрукт, зверюшка, геометрическая фигура и т.д.), определите цвет и форму. Если ребенок ошибся с выбором, обязательно проанализируйте, почему вкладыш не подходит под выемку. Сделайте небольшую подсказку, но окончательное решение малыш должен принять сам.

После окончания занятия обязательно похвалите вашего малыша

 




         


Консультация «Воспитание книгой»

Если у ребенка слезы и обиды
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
                                                          Сын не разберется, что там на экране
И добрей и лучше от него не станет.
И не пропустите в этой жизни мига.
Покажите детям, что такое КНИГА.
(из сочинения ребенка)
Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности, как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же, книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества детей.
Рекомендации по развитию интереса к книге:
  • прививайте ребенку интерес к книге с раннего детства;
  • покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
  • систематически читайте ребенку, это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой;
  • обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи;
  • рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
  • вспоминайте с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст;
  • старайтесь читать ребенку не спеша, объясняя то, что может быть ему не понятно;
  • поощряйте интерес ребенка к художественной литературе, заучивая вместе с ним строчки из полюбившегося произведения, напоминая их время от времени, стараясь развить в нем образное мышление, чувство прекрасного.
  • в процессе чтения или рассказывания у ребенка может возникнуть желание послушать одно и то же литературное произведение несколько раз. Не стоит отказывать ему, такова особенность детского восприятия литературы: каждый раз ваш малыш получает величайшее удовольствие, он заново «проживает» то, о чем рассказывает сказка или стихотворение, а попутно развивает свою память, воображение, обогащает свой словарный запас;
  • выбирая произведения для чтения детям младшего возраста, нужно стремиться избегать трагических сюжетов и ограждать мир ребенка от зла и несправедливости. (Сказочных персонажей, носителей зла – Бабу-ягу, Кощея Бессмертного, Чудище – дети очень часто одушевляют и считают, что они могут реально присутствовать в жизни, угрожая им. Ни в коем случае не нужно читать перед сном произведения, где действуют такие персонажи);
  • воспитывайте бережное отношение к книге.
Организуйте дома книжный уголок, в котором должны быть разные типы книг:
·         книжка-игрушка;
·         книжка-картинка;
·         книжка-вырубка (книжка вырезана по контуру предмета, о котором идет речь в тексте);
·         книжка-панорама (книжка снабжена движущимися фигурками).
Такие книги ярко иллюстрированы, их игровое внешнее оформление способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.
При организации книжного уголка важно придерживаться основного правила: в поле зрения ребенка должно находиться не более 5 книг, сюжет которых соответствует возрасту ребенка.
При большом количестве книг, ребенок теряется в них, не понимает, что книги нужно беречь, складывать их на специально отведенное место.
Каждый месяц необходимо обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книге, лучше это делать с поощрением («Я хочу подарить тебе еще одну книжку, ведь ты их очень любишь и бережешь»).
Рассказывая детям сказки, не забывайте о том, что сказку можно нарисовать или слепить; разыграть с помощью театра, который сделан своими руками; их можно сочинять самим и «издавать» собственные книжки-самоделки.
А еще, со сказками можно играть:
«Волшебные дорожки»
Для данной игры потребуется длинная бумажная лента с «говорящими» рисунками – схематичная, графическая зарисовка сказок, прикрепленная к двум крутящимся палочкам – «телевизор». Дети по «говорящим» рисункам рассказывают знакомую сказку, в соответствии с рисунками изменяют ее, либо сочиняют новую сказку.
«Измени конец сказки»
Детям предлагается знакомый текст сказки, но меняется ее конец (Красную шапочку спасли не дровосеки, а волшебная палочка; Колобок спел лисе колыбельную песенку, она заснула, а колобок убежал и т.п.)
«Угадай сказку»
Дети охотно принимают правила этой увлекательной игры, которая воспитывает юмор и ставит ребенка в активную позицию, заставляя сосредоточиться и исправить «ошибки» взрослого: «Жила-была девочка, звали ее Зеленая шапочка…», «Катится Колобок, а навстречу ему – лев…», «Посадил дед свеклу…».
«Салат из сказок»
Соединение нескольких сказок в одну: «Колобок встретил в лесу двух жадных медвежат, и они вместе отправились в гости к трем поросятам…». Ребенок угадывает, герои каких сказок встречались в новой сказке.
Все это, несомненно, окажет положительное влияние на развитие фантазии и творчество вашего малыша, на его интеллект и эмоциональное восприятие.
Постепенно формируя в ребенке умения эмоционально воспринимать прекрасное, сопереживать, сочувствовать, вы воспитываете духовно развитую, гармоничную личность, способную в полной мере реализовать все лучшее, что заложено в нем природой.



Консультация для родителей : « Кризис трех лет»

 Говорят родители: «В ребенка точно бес какой вселился! Что ни скажешь, все старается наоборот сделать!»

Термин «кризис трех лет» название достаточно условное. Наступить он может и в 2.5, и в 3, и в 3.5, и даже в 4 года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка. Но рано или поздно приходит момент, когда прелестное чадо перестает самозабвенно выстраивать кубики, вжикать машинками, трепать плюшевых мишек и взирать невинно восхищенными глазами на родителей и всех взрослых, беспрекословно выполнять любое их требование с первого раза.
Дети по-прежнему нуждаются в нас, взрослых. Но они начинают протестовать против тотального диктата, взрослые решают, когда собирать детям игрушки, когда идти спать, что есть и сколько, куда идти на улице, что нужно делать и что делать нельзя. Да мало ли что еще предписывается ребятишкам ежедневно и ежеминутно! Наши указания научили малышей отделять свои желания и потребности от вещей и условий, с помощью которых они удовлетворялись. Естественную потребность ребенка в пище мама удовлетворяла с помощью различных блюд (пюре, кашки, яблочки, печеньки). Иногда было вкусно и приятно, иногда не очень. Но за свою, пусть пока короткую, жизнь ребенок узнал, что ему принадлежат лишь чувства, ощущения, настроения, а то, как они будут меняться, зависит от окружающих.
 С наступлением кризиса трех лет дети осознают, что взрослые не всегда верно понимают их желания и далеко не всегда точно их осуществляют. Слишком многое так и остается непонятым и неосуществимым. И тогда они принимают решение сами, без участия взрослых реализовывать свои устремления, удовлетворять желания и интересы.
  Естественно, что дети не ставят в известность взрослых об этом своем решении ни устно, ни письменно. Оно проявляется лишь в действиях и поступках маленьких граждан. С этого момента в их поведении появляется упрямство, непокорность, резкий негативизм. Всякий раз, как кто-либо из взрослых пытается физически вмешаться в их программу поведения или заявляет, что так нельзя делать, он натыкается на ту или иную форму протеста. Например, подходя к дороге, по которой ездят автомобили, малыш вырывается из рук родителей и пускается наперерез идущему транспорту или в ответ на заявление бабушки, что она приготовила что-то вкусненькое специально для ребенка, тот отказывается даже пробовать кушанье. Видя, что родители торопятся, дети начинают проявлять истовое стремление к самостоятельности: штанишки, носочки, шапочки, рукавички — все им непременно нужно надеть на себя самим. Смысл такого протестного поведения достаточно ясен и прозрачен. Своими действиями ребята как бы заявляют: «Это вы хотели, вы решили, вам надо, а не мне! Я вовсе этого не хочу!»
Многие родители пытаются преодолеть бунт-протест уговорами или сломить его силовым нажимом. В ход идут крики, шлепки, угрозы. Однако это не дает желаемого результата. Малыши встают в позицию «кто кого?» и либо продолжают действовать по-своему, либо закатывают истерики.
  Положительный момент кризиса трех лет — это появление самосознания детей. Именно поэтому его еще называют кризисом самости. Пресловутое «Я сам хочу... буду... я сам могу...»
     Чтобы поскорее избавиться от нежелательных прений кризиса, нужно постараться изменить свою, но позицию: бунт и капризы в это время следует не искоренять, а направлять в другое русло. Ведь малыш может быть целиком самостоятельным лишь в игре. Ее-то  нужно предложить детям в качестве замены протеста. Вместо того чтобы подгонять малыша, упрекать его в медлительности и неумелости, а тем более навязывать ему свою помощь в ситуации утренних сборов, предложите ребенку собирать в садик куклу или мишку пусть именно им он завязывает шарф, одевает шапочку, а вы в это время поможете ему. Или можно предложить ребенку другую игровую ситуацию  одевание на скорость, где вы одновременно будете выступать в роли судьи и в качестве болельщика, готовым  прийти на помощь своему любимцу.
      В игре и через нее дети избавляются от глупого упрямства, превращают его в целенаправленность и  устойчивость своего поведения. Режиссура ребенком их игровых действий дает взрослым возможность увидеть, себя со стороны и вовремя скорректировать собственное поведение. Игра способствует дальнейшему поступательному психическому и личностному
развитию малышей. Ведь в ней, помимо предметных действий (действий с предметами или игрушками), воспроизводятся социальные отношения. Именно их освоению и будут посвящены ближайшие несколько лет жизни ребенка. Если взрослые своевременно отказываются от жесткого диктата, прямых указаний и запретов, прибегая вместо этого к вопросительной или ироничной форме взаимодействия с детьми, то негативные проявления кризиса быстро сходят на нет. Ребята осваивают ту сферу своей жизнедеятельности (игру и фантазию), где они могут целиком и полностью действовать по собственной программе.

Родители и все взрослые должны выступать в  качестве образца для подражания!

Консультация для родителей дошкольников по Правилам 
дорожного движения: Воспитываем пешехода.

Цель: совершенствование у родителей практических навыков, необходимых при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах.


  
Уважаемые родители! С каждым годом интенсивно растет и строится большинство населенных пунктов, и одновременно увеличивается автомобильный поток на их улицах. Поэтому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма становится все более важной задачей. Вот почему необходимо учить детей правилам дорожного движения с самого раннего возраста; воспитывать у них культуру поведения, дисциплину, умение ориентироваться на улицах в повседневной жизни. 


Во время прогулок с детьми младшего дошкольного возраста уже можно обращать внимание ребят на то, как построены дома, какие широкие улицы. Малыши обычно внимательно следят за движением транспорта и пешеходов. Когда дети научатся различать правую и левую сторону, целесообразно подойти к светофору и понаблюдать, как он управляет движением. Знания, полученные детьми на прогулках, следует закреплять во время игр и бесед. После таких наблюдений за жизнью улицы дети строят улицы, рисуют светофоры, с удовольствием принимают участие в играх, связанных с передвижением транспорта и пешеходов. Перед прогулками необходимо проводить беседы с детьми о том, что на улице следует соблюдать правила поведения. Их должны неукоснительно выполнять и пешеходы, и водители. Выходя на улицу, надо напомнить детям, что теперь и они - пешеходы и, следовательно, должны соблюдать правила.


Особенно важно задуматься родителям над тем, как они держат ребенка за руку при переходе через дорогу?Тревожная статистика постоянно указывает на то, что большинство случаев детского дорожно-транспортного травматизма происходит потому, что ребенок просто вырвался из рук, сопровождавших его родителей. Вот один из трагических примеров. На одной из улиц папа успел перейти дорогу, а мама с сыном остались на другой стороне. Ситуация обычная. Нетрудно догадаться, что произойдет дальше. Мальчик резко вырывается из рук матери, чтобы перебежать к отцу. Но ребенок не добежал… Мальчик на глазах у родителей попал под машину. Это не случайность, а закономерность. Если родители оказались по обе стороны проезжей части, это прямо-таки провоцирует ребенка броситься через дорогу. Родителям следует не разлучаться при переходе через дорогу. А если уж такое произошло, то держать ребенка впятеро крепче, чем обычно.



Вот теперь и зададим себе вопрос: умеем ли мы держать детей за руку? Каждый человек обязан приобрести два разных навыка. Когда взрослый находится с детьми в безопасном месте, он может удерживать ребенка за руку привычно, свободно, так сказать «неответственно». Совсем по-другому следует держать детей на тротуаре, на проезжей части до улицы. Особенно, когда родители готовятся переходить через дорогу, и ребенок знает об этом. Приближаясь к дороге, взрослый должен суметь, как бы переключиться на специально «дорожный» навык удерживания ребенка за руку: «не кисть в кисть», а выше запястья, прочно обхватив его, чтобы быть готовым, если вдруг ребенок рванется из рук, не упустить «беглеца», уберечь его от беды. Поэтому, уважаемые родители, давайте будем помнить, что только вместе мы можем воспитать маленького грамотного пешехода! Ведь воспитательный фактор - это тесный контакт педагогов и родителей.


Консультация : Привмиваем любовь к родному краю.

Как привить ребенку любовь к своему краю? Как рассказать ему об истории города? Что интересного можно узнать о простой букашке на участке? И можно ли говорить о Великой силе Природы, рассматривая обычную травинку? Не просто ответить на эти вопросы, работая с дошкольниками.
В программе очень большое внимание уделяется развитию речи ребенка. Эта работа ведется планомерно, систематически и имеет много интересных находок. Одним из видов этой работы является запись рассказов детей. Детям, начиная с младшей группы, предлагается рассказать воспитателю что-либо. Это может быть описание платьица, или рассказ о том, как дома с мамой рисунок рисовали. Далее эта работа усложняется: дети рассказывают сказки от лица героя, придумывают окончания рассказов, пересказывают тексты или составляют описательные рассказы по опорным картинкам. Все эти рассказы записываются воспитателем.
Такая работа дает возможность отследить развитие речи ребенка, продумать приемы работы с каждым и предложить родителям оценить возможности своего дитя в сравнении со сверстниками. Такой не замысловатый, но очень наглядный пример заставляет многих из них задуматься и пересмотреть свое общение с ребенком.
Во время работы с родителями, мы предлагаем на выходных с ребенком пойти в музей, прогуляться в центре города, что бы на занятиях ребенок в живую мог представить, те места о которых мы говорим.
Предварительно разъясняем родителям, что любая из этих прогулок, безусловно, обогатит его внутренний мир, поможет почувствовать себя причастным к тому, что его окружает, научит испытывать гордость за то, что они живут в таком изумительном городе.
Родители заранее обговаривают с воспитателем маршрут своего выходного дня. Это позволяет нам проконсультировать родителей о содержании прогулки и, если есть необходимость, снабдить их (родителей) нужной информацией, которую малышу будет интересно услышать от взрослых, непосредственно на месте. Но здесь существует и обратная связь. Зачастую сведения, которыми обладают родители, новы и полезны для нас. В результате таких экскурсий родители вместе с детьми составляют фотоотчет, который оформляется в виде газет или книг, благодаря этому во время наших занятий те дети, которые в силу каких-либо причин не могли посетить эти памятные места могут посмотреть на них и послушать рассказы не только воспитателей, но и сверстников.
Еще и благодаря этому дети «загораются и уговаривают родителей посетить те места где они не были.
Да и сами родители, проникаясь идеей просвещения ребенка, стремятся показать ему как можно больше красот.
Дети после таких экскурсий получают в собеседники своих сверстников (им есть что обсудить, да и с родителями появляется больше тем для общения, которые не касаются бытовых вопросов.
А, кто-то из детей, вообще помнит только пробежавшую мимо собачку. Всем взрослым есть о чем подумать!
Родители - наши союзники. И чем больше мы привлекаем их к нашей работе, чем активнее показываем им результаты детской деятельности, тем больше новых возможностей открывается.
Любовь к Родине начинается с малого: с любви к природе своего края, с бережного отношения к животным и насекомым, живущим рядом с нами, с гордости за людей, твой край населяющих.



Консультация :"Воспитание самостоятельности  у детей третьего года 
жизни."
«Многое зависит от того, кто вел ребенка за руку в детский сад, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - это определяет, каким человеком станет сегодняшний малыш…» В.А. Сухомлинский.
Первые годы жизни ребенка являются важнейшим этапом в его формировании. Уникальность этого периода состоит в стремительности развития ребенка, что требует пристального внимания и родителей, и педагогов. Чтобы ребенок развивался гармонично, важно последовательно формировать умения и навыки, так как на каждом возрастном этапе имеются сензитивные периоды, наиболее благоприятные для закладки тех или иных жизненных функций. Игнорирование скрытых (для родителей), но имеющих (с точки зрения специалистов) возможностей может привести к их затуханию. Конечно, что-то можно восполнить позже, но это потребует времени, отведенного природой для формирования других умений и навыков. Всем известно, что любое занятие будет приносить пользу, если взрослые создадут условия для развития малыша, не подавляя его инициативы, удовлетворять детскую любознательность.
 В воспитании самостоятельности у малышей следует начинать с самого простого – самостоятельно одеваться, раздеваться, есть, убирать игрушки, дружно играть, выполнять несложные поручения взрослых. Активно воздействует на маленьких детей пример взрослых, которым они стараются подражать. Малыши проявляют большой интерес ко всему новому, учатся пользоваться вещами, предметами. Так, если ему не давать возможности самостоятельно пользоваться посудой в боязни, что разобьет, поранится, или не давать пылесос при уборке комнаты в страхе, что будет бояться шума, то он станет пассивным.
 Не следует забывать и еще об одной особенности – дети любят, когда их хвалят, подбадривают, поощряют. Особенно важна похвала в кругу сверстников: «Молодец! Умница! Помощник наш!» и т.п. Такие слова действуют на ребенка положительно, развивают его достоинство и уверенность в себе и своих силах.
Чтобы привить детям положительные навыки, необходимо наличие доброжелательной спокойной атмосферы, дети должны чувствовать рядом с собой заботливого, доброго человека. Любой навык формируется не сразу и при незначительном изменении привычных условий быстро исчезает. Поэтому еще одно важное условие воспитания самостоятельности детей младшего дошкольного возраста – это постоянство. Только последовательная и систематическая работа вдет к самостоятельному выполнению детьми установленных правил и норм поведения.
Бесспорно и то, что только единство требований, правильная организация и активное сотрудничество могут обеспечить успех в воспитании у малышей самостоятельности, формирование навыков самообслуживания и культуры общения.

Консультация: «Как научить вашего малыша
рисовать?»
Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье… Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие.

Польза рисования

Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому вместо того,чтобы ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло.
От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.Помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.

Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Первый рисунок малыша будет состоять из горизонтальных линий, через два месяца появятся вертикали, затем ребенок поймет, что есть еще и кружочки, а после этого он начнет соединять все линии вместе.

К 1,5 годам ребенок начинает рисовать сюжетные рисунки. Важно давать рисовать крохе и правой, и левой рукой. Левая должна обязательно участвовать в процессе, это поможет развиваться ребенку гармонично.
Размер бумаги уменьшается (примерно до формата А3: 30x40 см), так как ребенок начинает рисовать "от локтя".

К 2-м годам он зарисует кистью руки, а позже – пальцами. Чтобы ускорить этот процесс, очень важно научить ребенка рисовать мелкие предметы, например, нарисуйте машинку и попросите раскрасить колесики, кузов. К дереву – нарисовать листочки. Нарисуйте цыпленка и попросите нарисовать ножки, глазки, клюв (это занятие для детей 1,5-2 лет).

Рисование играет большую роль в деле формирования речи у ребенка. Как известно многим взрослым – стимуляция работы мелкой моторики, а именно движение пальцами рук: быстрые, медленные, осознанные, приводит к увеличению и активизации речевой деятельности. Чем больше этому уделяется внимание в период, когда ребенок начинает говорить, тем быстрее идет процесс постановки речи. Рисование в свою очередь выполняет сразу несколько функций: эстетическое восприятие мира через рисунок, усиление речевой активности, а также повышение самооценки ребенка.

Рисование также полезно детям для разгрузки, помогает справиться со стрессами, напряжениями. Например, если ребенку приснилось что-то плохое, то предложите ему нарисовать это, и все будет в порядке
Если вы уже задумались о том, что пора учить ребенка рисовать постарайтесь соблюдать при этом следующие принципы:
Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовала что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам.

Никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от этого занятия.
Никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо (часто родители делают это, чтобы потом демонстрировать работы ребенка родственникам и знакомым, как его достижения).

Никогда не учите ребенка рисовать какой-либо конкретный образ, так как это убивает его фантазию, накладывает штампы на те или иные изображения (ваше видение); лучше научите ребенка приемам работы с материалами, рисования разных форм, а из этих умений он сам извлечет пользу и будет рисовать необычные, ни на чьи не похожие образы того или иного предмета или существа.
Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает, что главное - это именно его фантазия.

Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал, что он уже умеет рисовать, что у него уже однажды получилось очень хорошо; старайтесь вывешивать работы ребенка на стену.

Рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать также.
Рассматривайте репродукции картин разных художников, ходите в картинные галереи.
Путь к настоящему рисунку лежит не через усвоение стандартных приемов изображения, а через обследование изображаемого объекта. Не спешите учить ребенка рисовать голубое небо, желтое солнце и зеленую траву. Пусть поначалу он просто познакомится с богатейшим миром формы и цвета, с миром ярких и чистых красок.



 Консультация «Чем занять ребенка дома?»
                     (2-3 года)
Дети постоянно требуют внимания, любви, поэтому родителям трудно найти свободное время для домашних дел и для себя. Конечно все дети разные. Один может играть с любимой игрушкой целый день, а другому – нужно новое увлечение.Нужно чтобы игры не только занимали ребёнка, но и развивали его. Конечно во всех этих занятиях необходимо, чтобы вы были рядом (особенно это касается детей 2-3 лет, но вам не нужно будет делать каких-то активных действий. Так что вы можете заняться своими делами.Действенные способы, чем занять ребёнка 2, 3,лет.1. Можно найти любимые сказки ребёнка и включить их. Это может быть диск или аудиозапись. Детям очень интересно их слушать, рассматривать любимые истории. Только помните, что смотреть диск со сказками можно 10-20 минут.
2. Яркий пластилин увлекает детей. Пусть ваш ребёнок лепит. К пластилину Можно добавить камушки, ракушки, бобовые. Можно играть и с плавающим пластилином. Пусть ваш ребёнок слепит кораблик, рыбку и пускает в воду.
3. Игры с коробками, шкатулками, ящечками очень нравятся малышам. Ребёнок может сам придумать, что с ними делать.
4. Рисование – отличный способ занять вашего ребёнка. Дайте ему краски, карандаши, листы и ребёнок нарисует всё, на что его фантазия способна. Можно предложить рисование по точкам, или делать оттиски печатями.
5. Раскраски не меньше рисования увлекают малыша. В Интернете есть большой выбор всевозможных раскрасок. Просто распечатайте и ваш малыш с удовольствием раскрасит своего любимого героя.
6. Детей постарше можно попросить отсортировать предметы в коробке. Например: бобовые в одну миску, пуговицы в другую.
7. Различные задания из кубиков могут заинтересовать какое-то время. Вы строите определённую фигуру, а ребенок делает подобную.
8. Нанизывание больших бусинок, пуговиц на шнурок может хорошо занять усидчивых детей.
9. Организуйте водные игры. Многим детям очень нравиться купаться в ванной и играть с разными резиновыми игрушками. Только набирайте столько воды, чтобы ребёнок не смог утонуть и время от времени навещайте его.
10. Наматывание шнуров толстой веревки на катушку или палку – довольно занимательное задание.
11. Очень полезным является шнурование, закрывание и открывание молний, откручивание и закручивание пробок у бутылок.
12. Оказывается прищепки нужны не только для сушки белья. Это замечательные игрушки для вашего малыша, которые развивают силу рук. Можно вырезать из картона ёжика, солнышко, рыбку … и пусть украшает их прищепками. Довольно интересное занятие.
13. Детям нравиться собирать конструктор, пирамидку, лего, пазлы и другие подобные игры.
14. Детская дискотека непременно придётся по вкусу любому малышу. Включите весёлые детские песни или современную музыку в зависимости от желания ребёнка. Дети очень любят танцевать.
15. Надуйте воздушный шар ребёнку. Пусть подбрасывает его в воздух, не давая ему упасть.
16. Делаем домик. Для этого можно использовать стульчики, стол и покрывала. Удовольствий будет море.
17. Просто давайте разное задание. Предложите полить цветы, покормить кукол, уложить спать зверей, принести что-то нужное…
Старайтесь все игрушки не держать в поле зрения детей. Спрячьте и давайте их по мере надобности, тогда ребенок будет с большим удовольствием играть с забытой игрушкой.
В игре у ребенка развивается и совершенствуется речь, мышление, воображение, память.


Консультация для родителей

 «Капризы и упрямство малыша»

Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их капризамиупрямством. Часто бывает трудно понять поведение ребёнка, разобраться с причинами негативизма.

Подумаем вместе: как вести себя родителям и что делать с кричащими, топающими, неуправляемыми малышами?

Одно родители должны помнить всегда: дети капризничают не потому, что они хотят рассердить своих пап и мам или достичь определённую цель. Они просто не могут унять своё упрямство. Это выше их сил.

Во время приступа упрямства у детей вырабатывается большое количество адреналина - гормона, вызывающего стресс. И тут они показывают невероятную силу, бросаются на пол, брыкают ногами, размахивают руками. Но чаще всего кричат, пока у них не перехватит дыхание. А отдышавшись, продолжают всё по-новому.

Во время приступа упрямства дети плохо слышат и видят, не переносят, если в этот момент их трогают руками. Они полностью не владеют собой. Приступы очень утомительны для детей: они расходуют почти все свои силы, а после чувствуют себя опустошёнными.

Что могут сделать родители.

• Предугадать, когда произойдёт очередная вспышка упрямства, возможно не всегда. Самая лучшая тактика - это предоставить ребёнку как можно больше физической свободы. Так ли уж плохо, если во время прогулки ваш малыш с удовольствием топает по лужам или занят поиском корешков в земле?

• Приступа упрямства детей иногда можно избежать с самого начала. Они не любят, когда их прерывают во время игры.
• Не придавайте слишком большого значения упрямству. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
• Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему малышу. Замечания, нотации в такой ситуации не имеют смысла. Он сильно возбуждён и не может вас понять.
• Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали "Нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
• Дети очень чувствуют настроение родителей. Старайтесь не показывать ребёнку своего раздражения, отрицательных эмоций. Это может усилить приступ упрямства.
• Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ упрямства у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
Что необходимо знать.
• Период упрямства начинается примерно с 18 месяцев. Но есть дети, которые начинают упрямиться уже в первый год жизни.
• Как правило, фаза упрямства заканчивается после трёх лет. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте тоже вещь вполне нормальная.

• Пик упрямства приходится на второй год жизни. Мальчики упрямятся чаще и сильнее, чем девочки.

• Приступ упрямства чаще всего происходит в первую половину дня.
• В фазе упрямства приступ случается у детей до пяти раз в день. У некоторых - до 20 раз!
Если дети по достижении трёх лет всё ещё продолжают часто упрямиться, то вероятнее всего речь идёт о "фиксированном" упрямстве. Чаще всего - это результат соглашательского поведения родителей. Они поддались нажиму со стороны ребёнка.


Консультация для родителей «Умные овощи и фрукты» (о питании)

 Уважаемые родители, очень часто мы сталкиваемся с такой проблемой, что детки неохотно едят овощи или просто игнорируют их. Мы воспитатели также наблюдаем такую картину, что ребенок вылавливает из супа морковку, лучок. Когда спрашиваешь, почему ты не кушаешь, то ответ очень прост : не люблю! Не любит и не любит, но если взглянуть на это посерьезней, то, конечно, это огорчительно. То, чем вы накормили малыша (и других членов семьи) за завтраком или обедом, определяет, как он будет чувствовать себя в последующие часы. Причем речь идет не только о физическом самочувствии, но и об умственном. Одна из отраслей неврологии прослеживает связь между диетой, которой придерживается человек, и его интеллектуальные способности. Все работает на биохимическом уровне. Мыслительный процесс-сложная и длительная цепь биохимических реакций, для которых нужно множество самых разнообразных овощей. Мозгу для полноценной работы нужен белок, некоторые витамины и микроэлементы, а также насыщенные жирные кислоты. кроме того мыслительная деятельность требует большого количества энергии. Если во время перекуса давать ребенку не конфетку или булочку, а орешки, яблочки,  бананчик , то улучшается работа мозга. Очевидно, что выпечка, богатая углеводами, дает кратковременный прилив энергии, но не содержит никаких витаминов и минералов, в то время как в яблоках их довольно много. А орехи- источник белка, ненасыщенных жирных кислот и углеводов. Конечно,ни один витамин и никакая жирная кислота не сделает человека умнее, чем он есть на сам по себе и интеллекта не прибавит. Но ведь можно составить детское меню таким образом, чтобы по максимому использовать данное природой.
Есть очень простые и вкусные рецепты для приготовления завтрака.
Банановый йогурт
1 спелый банан,200 мл. йогурта без добавок, 1 чайную ложку меда,чуть-чуть лимонного сока и пара долек сушеного банана для украшения. Приготовление
банан очистите, нарежьте дольками, сбрызните лимонным соком. Йогурт соедините с медом, залейте банан и украсьте.
На обед можно сделать салат из зеленого горошка с мятой.
300 грамм замороженного зеленого горошка, 1 салатный огурец, 1 небольшой пучок мяты,1 лион, 1 столовая ложка растительного масла, 1 чайная ложка неострой горчицы,1 чайная ложка меда, морская соль, 150 грамм брынзы.
Приготовление
Положите пакет с горошком в миску с теплой водой для оттаивания, огурцы почистите, нарежьте кружочками. ,мяту вымойте, высушите, оборвите листочки. Лимон вымойте горячей водой со щеткой. Затем на мелкой терке натрите цедру. чтобы приготовить соус,выдавите из лимона сок, добавьте масло, мед, горчицу, посолите, взбейте венчиком до однородной массы. Горошек на пару минут положите в кипяток, затем откиньте на друшлаг, обсушите, соедините с огурцами, листиками мяты, залейте соусом. сверху выложите небольшие кусочки брынзы и сразу же подавайте к столу.
Очень часто я сама делаю простой салатик из фруктов.
Банан, яблочко или груша, чернослив, апельсин-все порезать и смешать со сметаной. Просто и вкусно. А самое главное полезно. Дорогие родители! Большая к вам просьба! Поменьше давайте сладостей малышу, фантазируйте, придумывайте название к блюдам, чтобы ребенку было интересно и попробуйте готовить вместе с ним. угощайте своих родных, друзей. Это будет радовать и Вас и вашего малыша!


Консультация для родителей «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей  младшей группы

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание — основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
А вот как они это будут делать — зависит от того, что малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.
В группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки во всю едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?
Самые первые представления о культурно—гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности  буквально с пеленок.
Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В этом возрасте необходимо следить за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.
Помимо этого необходимо воспитывать и закреплять у детей и другие навыки: следить, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком.
При одевании и раздевании также необходимо давать возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно.
Одинаковые требования к правилам гигиены  и навыкам самообслуживания в детском саду и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.
В 1-й младшей группе нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и причесываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек.
На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука — освоение и применение культурно-гигиенических навыков.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой определены и поставлены задачи по воспитанию у детей навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
Ежедневно выполняя эти задачи, необходимо закреплять умение перед едой брать стул и садиться за обеденный стол на одно и то же место, правильно держать ложку, аккуратно пить из чашки. Обязательно нужно учить малышей по окончании еды, вставая из-за стола, благодарить взрослых.
С первого дня пребывания детей в группе необходимо начинать работу по воспитанию навыков одевания (раздевания): учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. Также необходимо не только учить детей самостоятельно одеваться, но и быть аккуратными.
У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому их можно учить вечером во время игр: «Матрешке надень фартук», «Застегни пуговицы», «Достань из корзинки». Справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы.
То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков. Это качество необходимо развивать, время от времени играя с малышами с некрупными предметами, вроде счетных палочек или рисуя в альбоме.
Из практики воспитателя видно, что очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию необходимо начинать в группе: дети засучивают рукава, как показывает воспитатель, и объяснять, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит».
Обучая детей умыванию, нужно проводить дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши».
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения можно использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ кукольного театра, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.



Консультация для родителей  
«Одежда для прогулок»

Об этом нельзя забывать
Одежда и обувь для детского сада,  для прогулок.
Одежда для прогулок должна быть подобрана таким образом, чтобы ребенок мог одеться с минимальной помощью воспитателя или самостоятельно.
Обувь должна быть без шнурков — например, на молнии или на липучках.
Куртка должна быть без пуговиц. Оптимальной застежкой являются липучки или молнии.
Шапку лучше покупать без завязок — например, с застежкой на липучке.
Вместо шарфа удобнее использовать «манишку», которую надевают через голову.
Для маленьких детей лучше купить не перчатки, а варежки. Малышам старших групп, напротив, удобнее в перчатках. Весной и осенью ткань, из которых сшиты рукавицы, должна быть непромокаемой. К варежкам нужно пришить тесемку или резинку. Не пришивайте резинку к куртке! Достаточно продеть ее в петельку для вешалки, чтобы можно было снять и посушить на батарее отопления.
Детям одинаково вредно как перегреваться, так и переохлаждаться. Количество слоев одежды зависит от температуры воздуха. Дополнительно нужно учитывать силу ветра. При одинаковой отрицательной температуре воздуха человек мерзнет тем сильнее, чем больше скорость ветра.
Большое значение имеют индивидуальные особенности ребенка. Малоподвижный, постоянно зябнущий ребенок должен быть одет теплее, чем активный. Слишком укутанных малышей можно встретить гораздо чаще, чем недостаточно тепло одетых.
Многие мамы, собираясь на прогулку, стараются одеть ребенка теплее, чем одеваются сами. Но если это прогулка, во время которой ребенок постоянно двигается, а мама за ним наблюдает, то это неправильно. Вспотевший ребенок имеет гораздо больше шансов заболеть, чем одетый по погоде. К тому же пот может вызвать у ребенка раздражение и сыпь.
Детей нужно одевать не теплее, чем одеваются взрослые, а возможно, даже легче. (Речь не идет о детях, «гуляющих» в колясках, им нужна дополнительная защита.)
Одевая ребенка, помните, что дети мерзнут меньше, чем взрослые и больше двигаются.
"Правильная" обувь
Различают домашнюю, уличную и спортивную обувь. Обувь для детского сада – вариант домашней обуви. Малышам нельзя носить шлепанцы любых видов, мягкие, свободные тряпичные тапочки. Домашние тапочки должны напоминать туфли -облегающие, открытые, с хорошей вентиляцией.
Ходить дома босиком ребенку не рекомендуется. Хождение босиком по ровному твердому полу может задержать формирование свода стоп и способствовать усилению плоскостопия. Летом, когда достаточно тепло и
нет опасности поранить или занозить ногу, детям нужно и полезно ходить босиком по земле, траве, мокрому песку, камешкам.
Уличная обувь – более закрытая, чем домашняя. В теплое время года удобна текстильная обувь – легкая, воздухопроницаемая и гигроскопичная. Если вы покупаете босоножки, стопа ребенка должна быть плотно зафиксирована ремешками. Носок уличной обуви для профилактики травматизма лучше выбирать закрытый.
Резиновые сапожки с приложенными в них стельками или чехлами из ткани, хорошо впитывающей влагу, надевают в сравнительно теплую погоду на время прогулок по влажной земле и траве. Не надевайте ребенку (по крайней мере, до 3-4-летнего возраста) резиновые сапожки слишком часто или надолго – ноги в них очень потеют. При низких температурах воздуха детям лучше надевать кожаные ботинки.
Зимой на прогулках следует носить утепленные кожаные ботинки, а в очень сильные морозы – валенки с калошами. По возвращении с прогулок обувь нужно обязательно очищать от снега и просушивать. Внимательно следите за тем, чтобы зимняя обувь не была ребенку мала. Ботинки или сапожки, которые немного велики, можно носить с двумя парами носков.
Спортивная обувь должна поддерживать стопу при активных движениях. Для профилактики травм важны негладкая, амортизирующая подошва и плотная фиксация. «Липучки»  позволяют добиться идеального облегания ног с учетом их анатомических особенностей. Чешки детям надевают только на музыкальные занятия, для занятий физкультурой они не подходят. Тонкая кожаная подошва скользит и не амортизирует, фиксацию и поддержку стопы чешки также не обеспечивают.
Ортопеды не рекомендуют надевать чужую обувь, бывшую в употреблении. Разношенные туфли не будут плотно фиксировать ногу в правильном положении, а если у предыдущего владельца была деформация стопы, то возникшие в процессе носки дефекты окажут неблагоприятное влияние. «По наследству» могут передаваться только резиновые сапоги или практически не ношеная обувь.
Не менее важно правильно выбрать носки. Они должны быть подходящего размера –маленькие сжимают ноги, а большие собираются складками и способствуют формированию потертостей. Носки с пяткой гораздо удобнее носков без нее. У качественных носков материал на пятках и мысках толще, чем в других местах, - это делает их более долговечными.
Носки из натуральных волокон (хлопка и шерсти) лучше впитывают влагу и позволяют ногам «дышать»
стопу при активных движениях. Для профилактики травм важны негладкая, амортизирующая подошва и плотная фиксация. «Липучки»  позволяют добиться идеального облегания ног с учетом их анатомических особенностей. Чешки детям надевают только на музыкальные занятия, для занятий физкультурой они не подходят. Тонкая кожаная подошва скользит и не амортизирует, фиксацию и поддержку стопы чешки также не обеспечивают.
Ортопеды не рекомендуют надевать чужую обувь, бывшую в употреблении. Разношенные туфли не будут плотно фиксировать ногу в правильном положении, а если у предыдущего владельца была деформация стопы, то возникшие в процессе носки дефекты окажут неблагоприятное влияние. «По наследству» могут передаваться только резиновые сапоги или практически не ношеная обувь.
Не менее важно правильно выбрать носки. Они должны быть подходящего размера –маленькие сжимают ноги, а большие собираются складками и способствуют формированию потертостей. Носки с пяткой гораздо удобнее носков без нее. У качественных носков материал на пятках и мысках толще, чем в других местах, - это делает их более долговечными.
Носки из натуральных волокон (хлопка и шерсти) лучше впитывают влагу и позволяют ногам «дышать».


Мелкая моторика у детей младшей группы дошкольного возраста. Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка . Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?
1. Пальчиковая гимнастика.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.
Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.
Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления - следуя медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров - мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-разгибателей.
Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день). Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.
2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
3. Песочная терапия.
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно увеличивать количество запрятанных игрушек.
Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Пусть ребенок сам отберет необходимые материалы и смоделирует пространство.
Придумайте и смоделируйте песочную проекцию с различными ландшафтами (горы, водоемы, равнины и. т. д.) на основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие животные). Используйте для построения проекции фигурки домашних животных. Предложите ребенку исправить картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных и поместить их в свойственные им ландшафты.
Постановка знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает реквизит и строит декорации. Сказка может быть проиграна полностью по сюжету или берется за основу знакомый сюжет, а ребенок придумывает и доигрывает свое окончание сказки.
4. Вырезание ножницами.
Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму а ее половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.
5. Аппликации.
Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.
6. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.
Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.
Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги.
В настоящее время оригами приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.
Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки. Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми можно использовать следующие игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик?», «Где чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и др.
На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.
7. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.
Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)
Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.
Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.

Лепка геометрических фигур, цифр, букв.



Пальчиковые игры для детей

Пальчиковые игры для детей были известны с давних времен, просто значения не придавали названию, и порой даже не задумывались над глубочайшим смыслом незатейливой игре с пальчиками ребенка. Вспомните «Сорока-сорока», «Мальчик пальчик», «Ладушки, ладушки» и так далее. На сегодняшний момент придумано множество для развития мелкой моторики игр и название они получили пальчиковые игры для детей.Все пальчиковые игры разделены на возрастные категории, например для самых маленьких подойдут те игры, которые в детстве играли наши бабушки «Ладушки, ладушки», «Сорока-сорока» и т.д. Для детей постарше можно пустить в ход лепку, завинчивание крышек, перелистывание страниц, крупяные и песочные игры. Очень полезна аппликация, вырезание ножницами мелких фигур и наклеивание их на бумагу. Все эти развивающие игры, как правило, начинаются с детского сада.Для того, чтобы развивать мелкую моторику не нужно тратить деньги нужно просто проявить смекалку.

Предлагаю рассмотреть простые пальчиковые игры для детей направленные на развитие мелкой моторики в самом раннем возрасте.

Пальчиковая гимнастика за пять минут

Большим успехом у ребятишек пользуется «Пальчиковая гимнастика за пять минут», с помощью которой детей можно легко организовать на плодотворную работу и, заодно, «разогреть» детские пальчики, а значит и по-мочь хорошей работе язычка.




Тучка

Тучка солнце повстречала,

Поочерёдное сжимание в кулак («тучка») и разжимание (пальчики растопырены – «сол-нышко») ладоней обеих рук.

Погостить его позвала.

«Приглашающий» жест пр.рукой. Показать ладошку лев.руки (пальчики растопырены «солнышко»)

«Нет!» - ей солнышко в ответ.

Погрозить указательным пальцем правой руки.

Тучка закрывает свет.

Соединить кулачок пр. руки («тучка») с ладошкой лев.руки (пальчики растопырены – «солнышко»).

Кораблик

Плывёт кораблик по волнам.

Волнообразные движения кистями обеих рук вперёд от себя.

Дельфины слева, справа там.

Волнообразные движения лев.кистью, затем пр. кистью перед собой.

Волна кораблик догоняет

Лёгкие движения кистями от себя.

И ветер с парусом играет.

Помахать обеими руками влево-вправо над головой.

Ёжик

По тропинке, по дорожке

«Рисуем» соединёнными ладонями обеих рук на столе тропинку. Разъединяем ладони - рисуем дорожку.

Топают к нам чьи-то ножки.

«Пошлёпать» ладошками по столу.

Это ёж – колючий бок,

Движения вправо-влево соединёнными ладонями (пальчики растопырить).

По грибам большой знаток!

Указательным и большим пальцами пр.руки «нанизываем грибочки» на пальчики левой руки.

Паучки

Паучки ползут по стенке.

«Перебирающие» движения пальчиками обеих рук снизу-вверх перед собой.

Вот так сгибаются коленки.

Быстро слегка сжимать пальчики обеих рук.

Паутину наплетут,

Круговые «наматывающие» движения кулачками обеих рук.

В неё мухи попадут.

Попеременные соединительные движения обеими руками: кулак («муха») – ладонь (паль-чики растопырить «паутина»).

Рыбки

Рыбки в салочки играют.
И друг друга догоняют.

Поочерёдные «волнообразные» движения правой и левой рукой перед собой.

Осьминог плывёт, пылит.
Рыбки все за камень – шмыг.

Колебательные движения кистями перед собой (пальчики растопырены).
Соединить ладони перед собой.