Коллегам



Консультация для педагогов

«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

                Сенсорное развитие – это развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребёнок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребёнка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п., то есть сформировать у него перцептивные действия (структурные единицы процесса восприятия у человека). Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребёнку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так называемыми «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т.д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребёнком.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно – психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори  О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина,  Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и другие) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Л.А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Основой для таких игр служат сформированные представлении о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Игры – занятия, поэтому и относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приёмов.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игра – занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения интереса детей к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнований и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр – занятий воспитатель не только передаёт определённые знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные игры.

Занятия по сенсорному воспитанию включаются не только в предметную, но и в элементарную конструктивную деятельность: рисование, выкладывание мозаики.

Последние научные данные свидетельствуют о возможности выработки у детей первых дней и месяцев жизни тонких дифференцировок предметов разной формы, величины, цветовых тонов и оттенков. Например, дети трехлетнего  возраста, отличают такие объёмные формы, как прямоугольная призма, куб, шар, цилиндр, конус. Такие плоские формы, как квадрат, круг, треугольник. В трёхлетнем возрасте у детей накапливается определённый сенсорный опыт, который используется при рисовании (особенно по замыслу), выкладывание несложных сюжетов с помощью мозаики.

В раннем детстве нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, то есть строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленении и группировку свойств.

Сенсорное развитие глубоко связано с развитием эстетическим. Если человек способен отличать оттенки цветовой гаммы, разнообразие вкусов, запахов и звуковолн в полной мере воспринимает красоту окружающего мира и наслаждается ею. Если же опыт сенсорного развития невелик – это отрицательно скажется на развитии воображения.

Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Значение сенсорного развития ребёнка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культурой.

Сенсорная культура ребёнка результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величина – метрическая система мер.

В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, чтобы поучит в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребёнок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала.

Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и строения. Ребёнок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков – и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в энную степень.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющей свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – то вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.

В процессе действий с предметами ребёнок учится различать их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его деятельности.

Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов, так как ребёнок может ещё не выделять форму зрительно и тем более не знать её названия.

В дальнейшем он вычленяет форму зрительно. Сначала делает это недостаточно точно, проверяя с помощью другого способа - примеривания. Лишь на основе длительного использования способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах у ребёнка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы, умение вычленить её из предмета и соотносить с формой других предметов.

Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребёнок учиться различать не только внешние качества предмета, образца (фору, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребёнок помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их модель (так в действии осуществляется анализ и синтез).

Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребёнка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребёнок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. д.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до трёх лет является предметная игра. Она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. Исследование детской психологии показали, что ключом к развитию познавательных способностей ребёнка является его личный опыт в первые три года жизни – всё зависит от стимуляции в решающие годы жизни. Главное – расширить для ребёнка мир познания, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития последующих.

С детьми данного возраста проводятся игры – занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте - обогащение чувственного опыта. Необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве

 

Сценарий праздника ко Дню матери   для детей среднего дошкольного возраста

«Хорошо рядом с мамочкой»

                          Вход   Танец  « С шарами»

Вед. Добрый вечер, дорогие друзья! И пусть этот вечер будет действительно добрым, потому что сегодня мы отмечаем замечательный праздник – День Матери! Сегодня ваши дети приготовили для вас концерт.

                                          Стихи детей:
1.Обойди хоть целый свет
   Но скажу я вам
  Нет на свете лучше ,           
 Чем мамочка моя!

 2. Руки мамочки моей
     Пара белых лебедей
     Так нас любят и жалеют,       
      Руки мамы все умеют.

3.   Кто любимей  всех  на  свете ?
      Это сразу  скажут дети !             
      Обойди весь белый свет,
      Лучше  мамы в мире нет !

4.  Много мам  на белом свете 
     всей душою любят дети,
     Только мама  есть -  одна,
     Всех дороже мне  она !                 
     Кто она ? отвечу я !
Дети все :  Это мамочка моя !

Песня :  « Мамочка милая  мама моя» ( зореньки краше и солнца милей)

Вед. . : Кто любимей всех на свете? Это сразу скажут дети
Но мы все же для порядка приготовили загадки
Кто на свете всех родней?
Дети: Мамочка.
Кто вас любит всех сильней?
Дети: Мамочка
Кто вас в садик провожал?
Дети: Мамочка
На ночь сказку кто читал?
Дети: Мамочка
Кто на свете всех умней, всех красивей и добрей?
Дети: Мамочка
 Вед: Ну, конечно, это мама!

           Стихи  (выходят 3 мальчика)

5 .Я рисую солнышко,
Круглое, большое,              
Я поглажу солнышко
Ласково рукою.

6.Пусть сияет солнышко
Ярко так сияет
Мамочку любимую                            
Нежно согревает

7. Мамин день, мамин день
    платье новое надень!
Утром встань пораньше,                             
  В  доме прибери,
Что-нибудь хорошее маме подари!

Вед: Мама! Самое дорогое слово на земле. У мамы самые добрые и ласковые руки, она все умеет. У мамы самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь.
Ребята , у меня в руках сердце. Сердце – это символ любви.
 Сейчас вы встанете  в круг и будете  передать  Сердечко  под музыку и  говорить теплые слова своей маме.

                                     Игра «Сердечко».

Вед. А теперь – шуточное задание для наших мамочек. Нужно угадать, герой какой сказки мог дать такое объявление:
1.Предлагаю новое корыто, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину (Сказка о рыбаке и рыбке)
2.Несу золотые яйца. Дорого. (Курочка Ряба)
3.Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит)
4.Нашедшему ключик из драгоценного металла, гарантирую вознаграждение. (Буратино)
5.Отмою всё. (Мойдодыр)
Сразу видно, что мамы отлично знают детские сказки.
                                     
Стихи  для  мамочки:
8.Мама – первое слово мое
Мама – солнышко светит в окошко твое       
Мама – ни дня не могу без тебя
Счастье, что мамочка есть у меня.

9. Мама любит и жалеет, мама понимает
Мама всё моя умеет, всё на свете знает         

10. Мы - простые девчонки,
Мы - простые мальчишки
Заявляем на целый свет,                                    
Что дороже чем мама Человека нет!

            Песня  : » Мама лучик солнышка»


Вед: Дети, у каждого из вас есть мама, но и у вашей мамы тоже есть
своя мама. Ваши мамы тоже были когда- то маленькими, они ходили, как и
вы, в детсад и также любят своих мам. А как вы называете мамину
маму? (бабушка) О своей любви к бабушке расскажут внуки.

11. Очень бабушку свою
Маму мамину люблю
У нее морщинок много
А на лбу седая прядь                   
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать!

12.Как испечь большой пирог?
Как связать цветной носок?                                     
 Кто даст правильный совет?
Догадались или нет? Нет  бабушки родней
 Поцелуй ее скорей!

Вед:  Этот  танец мы посвящаем мамам и бабушкам.

        Танец « Мама( Богомолица) » ( в накидках)

Вед: Ребята, я сейчас загадаю вам загадки о предметах, которые помогают маме в их делах (мамы могут помогать):
Большой, с лохматой бородой,
Как метель метёт зимой,
Дома он в углу стоит
За порядком он следит. (веник)
2 Есть у веника подмога
Мусор любит он носить.
Уступай ему дорогу,
Чтоб сор весь вынести. (совок)
3 Люблю людям помогать
Воду в дом могу таскать.
Но могу быть и пустым,
Красным, жёлтым, голубым. (ведро)
4 Пыль увижу- заворчу,
Заворчу и проглочу! (пылесос)
Вед:  Ай, да молодцы! А сейчас загадки только для мам, кто же главные ваши помощники?
1Поверьте-это чудо!
Как аленький цветок.
Как на берёзке почка
У вас родилась…. Дочка!
2 Он лучше всех на свете.
И он такой один.
Защитник и помощник.
Конечно - это…… сын!
Вед: Сейчас наши ребята  покажут вам сценку.

Сценка « Мамины помощники» ( песня помощники)
 
1. Мамочка  , мамочка мы тебе поможем :
    Сами все уберем и на место сложим:
    Мы свои платочки в тазике стираем -  
    Вот как мы сегодня маме помогаем!

2.   Мамочка , мамочка мы тебе поможем :
      Сами все  уберем и на место сложим :     
      Мы тарелки моем , сухо вытираем -
      Вот как мы сегодня  маме помогаем !
  
3.  Мамочка , мамочка мы тебе поможем :
      Сами все  уберем и на место сложим :
      Щеткой пол  на кухне чисто  подметаем - 
       Вот как мы сегодня маме помогаем!

4.  Мамочка , мамочка мы тебе поможем :
      Сами все  уберем и на место сложим :
      На окне цветочки дружно поливаем -    
     Вот как мы сегодня маме помогаем!

Вместе : Будет мама рада очень,
              если мы помочь ей сможем.

Вед: Я всегда знала , что вы замечательные помощники. Правильно я говорю милые мамы?
А теперь немного поиграем. 
     Игра « Узнай своего ребенка по ладошке»

Вед: Дорогие наши мамы, предлагаю вам   вернуться  в свое детство.
Выходите поскорей и вставайте в круг друзей (И дети и родители становятся в круг)

               ТАНЕЦ « Маленьких утят » (После танца все садятся на свои места)
Вед: На этой веселой ноте наш праздник  заканчивается , что же нам ещё сказать? Разрешите на прощанье Вам здоровья пожелать!
Пожелания детей:

1 Мама! С праздником тебя мы поздравляем,
Жить подольше на земле желаем.
Пусть невзгоды пронесутся мимо.              
Мамочка, ты нам необходима!

2 Пусть тебе, мамуля, солнце светит,
Самая ты лучшая на свете!                              
Ничего ты, мамочка не бойся
И за нас ты зря не беспокойся.

Тема: «Королева цветов»
Возрастная группа : средняя
Цель: Изготовление розы из пластилина.
Форма организации детской деятельности: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Интеграция видов детской деятельности : лепка, речевая, самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Задачи:
Обучающая :
 Учить детей создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии. Формировать умение передавать с помощью знакомых приёмов лепки
форму цветов.
Развивающая: Развивать мелкую моторику пальцев рук, память , воображение , мышление. Расширять представление о цветах.
Закреплять умение  убирать своё рабочее место.
Воспитательная: воспитывать аккуратность в работе с пластилином, самостоятельность, интерес к природе.
Развивающая среда: кукла « Фея цветов» , игрушка «цветок» , заготовка « ваза со стебельками,  аудиозапись П. И.Чайковский « Вальс цветов», шаблоны лепестков для составления цветов,образец вазы с цветами ,восковой пластилин .
                                          Ход НОД.
Мотивация детей к деятельности:
Здравствуйте , ребята! ( Встаем в кружок вокруг снежной поляны)
- Посмотрите , что у  меня есть?
- Ответы детей.
- Давайте с вами познакомимся. ( передаем по кругу цветок и знакомимся)
- Какое сейчас время года?
- Ответы детей
- А какое время года вам нравится?
- Ответы детей.
- Почему оно вам нравится?
- Ответы детей
Сейчас мы с вами ненадолго станем волшебниками и перенесемся в ваше любимое время года.(убираю покрывало)
- Ой, что это?
- Ответы детей ( лепесточки)
Давайте с вами из лепесточков под музыку  соберем цветочки. ( дети собирают цветы . В это время включаю музыку П.И.Чайковского « Вальс цветов»)
Посмотрите , какая у нас получилась замечательная цветочная поляна.
Услышав нашу музыку к нам прилетела фея.
- Она  живет в  цветочной стране . В   цветочной стране случилась беда ,   Снежная королева заколдовала цветочки и они превратились в сосульки.
Совместное целеполагание:
Что же делать, ведь без цветов не может существовать ее страна.
- Поможем феи?
- ответы детей
 - у феи в саду растут   разные цветы, но есть и любимые это-королевы цветы.
- А кто знает, какой цветок называют « королевой»
- ответы детей ( роза)
Совместная работа по нахождению средств и способов действий
 - Как мы с вами можем помочь феи - Из чего мы можем сделать розу?-Ответы детей  ( нарисовать, с лепить) 
- Посмотрите , вот у меня  вазочка со стебельками  а бутончиков нет. Предлагаю вам слепить бутоны роз.
 Для изготовления роз берём кусочек красного пластилина . Раскатываем из него колбаску. Сплющиваем. Теперь скручиваем.
Вот такая у нас получилась розочка , прилепляем ее к стебельку.
Что я делала? 


Самостоятельная работа детей.




Лепят дети , индивидуальная помощь.
Рефлексия:
Молодцы! У вас получились великолепные цветы.
А вам нравятся цветы?
Какие цветы нравятся больше?
Что мы с вами лепили?
Сколько у вас получилось розочек?
Какого цвета?
А как мы их лепили?
.  Посмотрите как улыбается фея. Ей очень понравились ваши цветочки.
Давайте складем в коробочку ваши цветочки, а фея заберет их в свою волшебную страну. Она очень благодарна вам за то ,что вы спасли ее сад.
Теперь мы с вами уберем ваши рабочие места.



 Развивающие игры своими руками.Тема_:_"Забавные прищепки" Рекомендованный 
:  младший, средний  Цель:  Учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету
.
Задачи:   1.Развивать мелкие движения рук, соотносящие действия, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память.
2. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.
 Материал: Набор цветных прищепок, цветные основы для игровых пособий (жар-птица, волшебные рыбки, кактус , веселые ежики  и др.)Методические рекомендации (ход игры) педагог может предложить играть сразу 2-3 детям. Вначале игры дети должны освоить манипуляцию с прищепкой(открыть, закрыть). Затем педагог показывает цепочку действий, после этого дети самостоятельного выполняют эти действия .


Осеннее развлечение для 1-ой младшей группы

Сценарий: « Что у осени в корзинке»


Цель: Вызвать у малышей радостное эмоции и обогатить новыми яркими впечатлениями.
Задачи: развивать эмоциональную отзывчивость детей.


              Побуждать их активно участвовать в развлечении; создать у                         детей веселое , праздничное настроение.

              

                 Дети под музыку заходят   и  садятся на стулья.

Ведущая:
— Осень снова к нам пришла, веселый праздник принесла,


Всё вокруг принарядила и о нас не позабыла.

Здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла.

Погости у нас, Осень и послушай нашу песню.

Песня «Осень к нам пришла».
1. Осень, осень к нам пришла.


Дождь и ветер принесла.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап —

Дождь и ветер принесла.

2. Пожелтеет зеленый сад,
Листья желтые шуршат.
Шур-шур-шур, шур-шур-шур —
Листья желтые шуршат.


Осень: — Ребята, я пришла к вам не с пустыми руками, есть у меня большая корзина, а там много всего интересного. Хотите узнать, что у меня есть?(ответы детей)
А в моей корзинке для вас лежат расписные осенние листочки — вот они. Давайте потанцуем с листиками! (Раздает детям листья.)



                        Танец «Осенние листочки ».



Ведущая: Осень , а наши детки про тебя  стишки  знают. Хочешь послушать?

Стихи детей:


Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,                                     
И нет просвета,
Затерялось где-то лето..



Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клёна листья сбросил.          

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый кленовый.


Осень: — Спасибо, милые друзья! Порадовали вы меня ! Есть у меня волшебный зонт. Я зонтом покручу, игру начать хочу.


Звучит волшебная музыка.
Ведущая: — Светит солнышко с утра, значит, нам гулять пора.


Игра «Солнышко и дождик».


Звучит фонограмма дождя.
Ведущая:
— Вот и капли-капитошки застучали по ладошке,


Тучки собираются, дождик начинается.

Дети бегут под зонт.
Песня «Дождик».
Тучка синяя пришла 
 Кап- кап- кап
 Дождик деткам принесла
 Кап-кап- кап



2. Дождик капает в ладоши ,

    ( показ ладошки)
    Детки пляшут по дорожке.
     ( фонарики)






Осень: — Молодцы ребята!  А в моей корзинке для вас  колокольчики лежат — вот они. Давайте поиграем с ними. (Раздают погремушки.)


Игра «Пляска с колокольчиками »
     Динь –динь , ди-ди-динь !                Звенят колокольчиками.
     Колокольчики звенят.
        Динь-динь, ди-ди-динь!
    Поплясать они хотят.



   Динь-динь , ди-ди –динь !

   Ручки поднимаем.                     Поднимаем руки вверх и опускаем вниз.

   Динь-динь , ди-ди- динь!

   Ручки опускаем.




   Динь-динь , ди-ди динь! 
   С колокольчиком бежим.           Бегут с колокольчиками , звенят.
   Динь- динь, ди-ди –динь!
   Очень весело звеним.



   Динь- динь , ди-ди динь!            Ставят колокольчики на пол.

   Колокольчики лежат.

   Динь-динь , ди-ди –динь!              Прыгают.

   Детки прыгать  все хотят.




   
   Осень : Загляну еще в корзинку . Ой, да здесь овощи лежат, поиграть они хотят.



Игра « Соберите  овощи в корзинку»




Ведущая: — Ой, как весело у нас, пора всем нам пуститься в пляс.


Танец «Приседай» (эстонская народная мелодия Сл. Ю. Энтина, Обр. А. Роомере).
1. Поплясать становись


И дружку поклонись. Ля- ля…

2. Будем все приседать:


Дружно сесть! Дружно встать! Ля- ля…

3. Машут ручки ребят-


Это птички летят. Ля-ля…

4. Ножкой топ, ножкой топ,


Еще раз,топ да топ. Ля-ля…

5. Ручки-хлоп,ручки- хлоп,


Ещё раз,хлоп да хлоп. Ля-ля…

6. Вот и кончился пляс,
Поклонись ещё раз. Ля-ля…


Осень:


— Моя корзина большая и она не пустая.


В ней угощения лежат, для всех-всех ребят. (Отдаёт корзину ведущей, дети благодарят.)

Ведущая: — А сейчас мы с Осенью попрощаемся   скажем ей до свидание! (Осень уходит.)


Возрастная группа: вторая младшая группа
Ф.И.О. воспитателя: Храмова Светлана Николаевна
Виды детской деятельности: познавательно исследовательская, двигательная, коммуникативная, игровая.
Форма организации: игровая.
Тема: « На помощь зайчикам»
Цель: формирование умений различать «хорошие» и «плохие» поступки.
Образовательские задачи:
1.     Продолжать сравнивать один предмет с другим по заданному признаку величине (высоте).
Закрепить   умение узнавать и называть геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник.
Упражнять детей в перепрыгивании через широкий и узкий « ручеек» двумя порогами , ходьбе змейкой.
Совершенствовать умение детей различать «хорошие» и «плохие» поступки.
2.     Развивать умение видеть общий признак предмета группы (квадратные, круглые, треугольные).
Развивать двигательную активность детей.
3.     Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чуткость отзывчивость ; воспитывать любовь к природе, активность, самостоятельность.
Развивающая среда
Два ручейка: широкий и узкий, четыре елки; два высоких, два низких; три зайца;  желтый, красный, голубой.
 Морковки» для зайчат треугольной, квадратной, круглой формы.
ХОД НОД
Звонит телефон.
Воспитатель: Ребята!  Кто-то звонит! Алло!
Да это детский сад, здравствуйте зайчики.
Что у вас случилось? Ну, я думаю, что наши ребята вам помогут.  До встречи!
-Ребята, из леса звонили зайчики.  Они не как  не могут разобраться с морковками   и поэтому из-за них ссорятся.
-Что нужно сделать, чтобы зайчики не ссорились?
Дети: Помочь поделить морковки.
Воспитатель: А  где живут зайчики?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Как нам попасть к зайчикам ?
Дети: Пойти в лес.
Воспитатель: Тогда давайте отправимся в лес и там их найдем.
Дети с воспитателем подходят к ручейкам.
Воспитатель: Ой, ребята, на пути у нас два ручейка: один широкий, а другой узкий.
-Давайте перепрыгнем через них двумя ногами вместе.
-Через какой ручеек мы перепрыгнем?....
Ребенок: Через узкий.
Воспитатель: Трудно  было перепрыгивать?......
Ребенок: Нет.
Воспитатель: А сейчас через какой перепрыгнем? …..
Дети: Через широкий.
Воспитатель: Легко перепрыгивать?....
Ребенок: Нет.
Воспитатель: Через какой легче перепрыгивать?......
Дети: Через узкий.
Воспитатель: А через какой труднее?
Дети: Через широкий.
Воспитатель: Молодцы ребята! Идем дальше. Посмотрите, вот уже и лес кончается.
-Что это тут растет?
Дети: Елки.
Воспитатель: Какие они по высоте?
Дети: Высокие и низкие.
Воспитатель: Покажи ……. Высокие елки.
Ребенок показывает.
Воспитатель: Правильно …… показал?
Дети: Да.
Воспитатель: А какие елки низкие?.....
Ребенок показывает.
 Воспитатель: Молодец! Я поведу вас между елками, а вы идите за мной.
Дети строятся друг за другом за воспитателем и идут «змейкой» между деревьев.
Воспитатель: Вот мы и пришли на лесную полянку.  Давайте здесь немного отдохнем, вспомним правила поведения в лесу.
Поиграем в игру «Можно» и «Нельзя».
Если я говорю то, что нельзя делать в лесу – топаете, если можно делать – хлопаете.
-Ломать  ветки – топают
-Оставлять после себя мусор – топают
-Нюхать цветы не срывая их – хлопают
-Разорять гнезда птиц – топают
-Не обижать насекомых – хлопают
-Есть незнакомые ягоды – топают
-Срывать незнакомые грибы – топают
-Молодцы!  Хорошо знаете правила в лесу.
Воспитатель: Смотрите, ребята, зайчики сидят. Что у вас зайчики, случилось?
Зайчики: Мы не можем выбрать морковку.
Желтый зайчик: Я люблю круглую морковку.
Красный зайчик: я люблю квадратную морковку.
Голубой зайчик: Я люблю треугольную морковку.
Воспитатель: Не расстраивайтесь, зайчата! Ребята вам помогут!
Дети: Да.
Раскладывают морковки по форме.
Зайчата: Спасибо, ребята,  помогли вы нам!
Воспитатель: До свидания, зайчики, нам пора в детский сад.
Дети за воспитателем идут «змейкой» между деревьев, перепрыгивают через ручейки.
                  Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами ходили?
Дети: В лес.
Воспитатель: Что нам встретилось по пути?
Дети: Ручейки широкий и узкий.
Воспитатель: В какую игру играли на лесной полянке?
Дети: «Можно» и «Нельзя».
Воспитатель: Что нельзя делать в лесу?
Дети: Ломать ветки, есть незнакомые ягоды, ……
Воспитатель: Что можно делать в лесу?
Дети: Нюхать цветы не срывая их ……
Воспитатель: Кому мы помогали?
Дети: Зайчатам.
Воспитатель: Как вы думаете, они теперь не будут больше ссориться?
Дети: да.


МБДОУ «Большереченский детский сад»





НОД
Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП)
 в подготовительной группе
Тема : «Путешествие в сказку»









      Подготовила воспитатель
 подготовительной группы
      Храмова С.Н.






«2017»
Форма работы- игровая ситуация
 Цель: Формирование математических знаний, умений и навыков в игре.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», « Речевое развитие»
Программные задачи.
 1.Совершенствовать навыки прямого счета в пределах 20 и обратного в пределах 10;
  1.   Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее ( в пределах 10, наглядно цифра 7).
     Формировать умение вести диалог между воспитателем и   детьми.
  2.Развивать умение считать    задачи   в пределах 10 ;
        Развивать  умение находить предыдущее и последующее число к заданному числу.
      3. Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой ;
          Закрепить умение ориентироваться на бумаги.
          Закрепить  знания  детей о геометрических фигурах;      ориентироваться  на ограниченной территории (учебная доска) ;
           располагать предметы в указанном направлении.
     4  . Воспитывать интерес к  математике , самостоятельность, дружеские отношения  .
     Предметно –развивающая среда:
       Посылка с письмом , карточки: с цифрами от 1до 20 на каждого ребенка, «домики»  с 7 на каждого ребенка, карточки с заданиями , геометрические фигуры, обручи разного цвета , « цветик- семицветик».
                                                      Ход занятия.
Дети встают возле воспитателя полукругом.
Воспитатель: Ребята к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся. Сегодня у нас с вами необычное занятие «Путешествие в сказку…»
Раздается стук в дверь. Почтальон подает посылку с письмом.
Вос-ль: Ребята , письмо от феи математики. Давайте его прочитаем.
 Читают письмо:
« Дорогие дети!
Девочка Женя попала в страну математики и не может выполнить 7 заданий, чтобы вернуться домой.»
Вос-ль
: Из какой сказки девочка Женя ?
 Дети: « Цветик – семицветик»
Вос-ль : Сколько у него  было лепестков ?
Дети : Семь
Вос-ль : Что ребята делать ? Как вернуть Женю домой ?
Дети : ……
Вос-ль : Итак  приступаем  выполнять задание феи.
         1 задание : Математическая  разминка.
  • Вспомните порядковый счет от 1 до 20
  • Выложите   цифры   от 10 до 1
  • Посчитайте   от   2  до  8,  от 4 до 7,  от 5 до 9

Вос-ль: Молодцы ребята, все правильно. За каждое задание я буду доставать один лепесток из посылки, и мы с вами должны будем собрать цветок. Один лепесток у нас уже есть. Смотрим следующее задание.
2 задание : Вспомни состав числа 7, засели домик.        
      Один   ребенок   работает   у  доски , остальные на своих местах карандашиком вписывают цифры.                                                                                   
    1 и 6, 6 и 1, 2 и 5, 5 и 2, 3 и 4, 4 и 3 Устно 1+1+1+1+1+1+1 будет 7
Вос-ль: Хорошо ребята с эти заданием вы тоже справились. У нас уже 2 лепестка.
3. Задание : Задачи на сообразительность:
Под кустами у реки
Живут майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать
Ты   их   можешь   сосчитать (4)
               
  Вот грибочки на лужайке
В желтых шапочках стоят:
Два грибочка, три грибочка.
Сколько вместе будет? (5)

Шесть веселых медвежат 
За малиной в лес спешат. 
Но один малыш устал: 
От товарищей отстал. 
А теперь ответ найди: 
Сколько мишек впереди? (5)

Пять ворон на крышу сели, 
Две еще к ним прилетели, 
Отвечайте быстро, смело: 
Сколько всех их прилетело? (5+2=7)

Подогрела чайка чайник, 
Пригласила восемь чаек.
 «Приходите все на чай!» 
Сколько чаек, отвечай! (9)
Вос-ль:
Хорошо справились.  Сколько у нас уже лепестков: 3.
                                    Физминутка :
  4 задание : Физкультминутка «Быстро встаньте…» 
Дети слушают задания берут   геометрические   фигуры   и   кладут   в нужный обруч.
Быстро встаньте улыбнитесь, выше руки поднимите, а теперь их опустите треугольники возьмите. Влево, вправо повернулись в красный обруч положили.
А теперь квадраты возьмите и в синий обруч   положите. Упражнение такое   круглые предметы возьмите и не в красный, и не в синий обруч положите.
                 Девочки и   мальчики, зеленые   овалы   возьмите   на одной ножке поскачите.  На носок, потом на пятку.  Все мы делаем зарядку.
Вос-ль: Вы молодцы четыре лепестка мы уже с вами собрали.
              А теперь.
5 задание: Ориентировка в пространстве.
Поставь    правильно геометрические фигуры:
1.     Круг в середину;
2.     Треугольник в верхний левый угол;
3.     Квадрат в нижний правый угол;
4.     Трапецию в нижний левый угол;
5.     Прямоугольник  в верхний правый угол;
6.     Овал между трапецией квадратом;
        7.    Ромб между треугольником и прямоугольником
   Вос-ль: я называю имя, вы подходите, берете нужную фигуру и ставите её на своё место.         Хорошо и с этим заданием вы справились. Пять  лепестков у нас уже есть с вами.
  5 задание : «Найди соседней числа »
 Карточка с цифрами от 1до 20. Дети должны найти соседей чисел 3; 6; 9; 12; 15; 18.
          Вос-ль: Молодцы ребята справились с заданием. У   нас    уже   6 лепестков.
                         И последнее наше задание.
6 задание« Сосчитай,   сколько  всего». Вам необходимо посчитать количество предметов и стрелочкой указать правильную цифру. За выполненное задание   получите 7 лепесток.
Вос-ль: Молодцы. Теперь у нас 7 лепестков.
                            Лепестки мы с вами собрали, теперь девочка Женя сможет вернуться домой.       Давайте  скажем  волшебные  слова  и покажем
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Будь, по-моему вели.  (Дети произносят слова и показывают)
В это время девочка приносит   сюрприз   для  детей .
Вос-ль: Ребята на этом наше путешествие в сказку  подходит к концу.
                                   Рефлексия.
Чем мы сегодня занимались?
Что было самое трудное?
А что было самое легкое?
Помогли мы девочке Жени?